Изм


Задача найти собственный творческий метод и инструментарий, и в конце концов "стиль", вполне решаемая. Секрет в том, что она не решается прямым долбежом. Количество работы само по себе не переходит в качество, масло не сбивается. Это интеллектуальная задача.
Она не решается в вакууме. Главное в нашем деле не то, как рисовать, а как смотреть: как мы смотрим на мир вокруг, на работы коллег, на свои работы, как зритель смотрит на них. Как организовать в голове увиденное и впечатлившее.
На курсе пытаемся решить эту задачу брифом "Изм". Выглядит он так: нужно выбрать трех художников, интересных вам и чем-либо похожих - инструментом, темой разговора, каким-то свойством изображения или процесса, которое нужно внятно сформулировать - в терминах эмоций, синестезии, зрительского опыта, но не техники и не сюжета.
 
Хорошо придумать Изму девиз из трех слов: существительного, прилагательного и глагола. Это должно быть сочетание эмоций или других элементов опыта: Уютный мрак обступает, Гротескные флуктуации веселят и т.д.
Важно, чтоб ы эникакие два слова не буди тавтологией: темный мрак пугает.
Слова не должны быть однокоренными, ни одно слово - не аспектом графики сам по себе (пространство, цвет, форма и т.д.), но каждое можно привязать к тому или иному аспекту (просторный грязный и тд)
Ни одно слово не оценочное (красивый, противный и т.д.) - мы ищем конкретное свойство или эмоцию. Красивый цвет - не годится. Энергичная грязь - годится.
Ни одно слово не определяет сюжет (многолюдный, пейзаж и т.д.), нам нужна свобода принятия решения на всех уровнях.
Для каждого отдельного нового художника девиз может быть оптимизирован
Например, в основе девиза - уютный мрак, и у каждого художника меняется глагол:
уютный мрак манит / уютный мрак поглощает / уютный мрак отталкивает
Этот девиз будет в дальнейшем критерием качества каждой сделанной работы.

Неважно, если художники живут или жили в разных странах и веках. Неважно, если художник сам не выделяет это свойство в собственных мемуарах - наша задача высмотреть его, и даже всмотреть - главное, чтобы у него были в арсенале приемы, создающие искомое впечатление. Дальше нужно описать этих троих как творческое объединение или течение в искусстве и написать его манифест. Дальше нужно придумать еще хотя бы трех членов объединения, максимально разных, но соответствующих, во-первых, идеологии Изма, а во-вторых, заданным "основателями" критериям качества. И наконец, нужно сделать по три серии работ от каждого, не меньше, чем по три работы в серии.

Художники должны быть максимально разными при сохранениии общего "творческого знаменателя". Серии у каждого должны быть максимально разными по технике и логике устройства сюжетов,  при сохранении интонации и какого-то узнаваемого лица художника. Работы в серии должны быть максимально разными, при сохранении единства колористики, логики устройства сюжета, техники.

Это фрактальная конструкция, серия серий серий, позволяющая осмысленно собрать возможные приемы создания того или иного впечатления, увидеть широту их возможных комбинаций и в конечном счете лучше осмыслить собственные творческие задачи, немнимые интересы и возможности.

Я разрабатывал бриф пять лет. Вначале мы добывали из двух старших коллег нового третьего, но этого недостаточно. Две точки образуют линию, три - плоскость. На плоскости можно стоять.
Это не окончательное решение задачи, собственно, она и не решается раз и навсегда. Художник это история, а не памятник самому себе. Закончив работу над брифом,можно начинать его делать заново, с новым "общим знаменателем". Каскад измов кажется мне отличной стратегией самообучения.
Изм - метод
универсальный, сейчас аналог этого брифа используют мои коллеги в Московской Школе музыки.


Вот несколько работ по брифу, обязательно сходите по ссылке и оцените всю работу целиком.

Вот лекция о брифе и о курсе в целом на ММКВЯ





1 comment: