Thursday 21 February 2013

"Кради как художник"

рецензия на книгу Остина Клеона, «Кради как художник»

 Я с большим недоверием отношусь к текстам типа “десять советов тому-то” или “как стать тем-то в десять шагов”. Потому что их много. Потому что писать их очень легко (я пробовал).
Но здесь тот самый случай: ППКС.
Искусство, которое берется “из головы” – сосет.
Забудьте про географию.
При этом – помните про генетику.
Лажайте.
Будьте занудой.

И главное - показываю, как быть занудой.

Предполагается, что в иллюстрации добиться успеха – значит придумать что-то новое.
Это ошибка. Новые – только технологии, к которым нужно применять то, чему мы уже научились со старыми технологиями.
Проблемка в том, что мы ничему не научились.
Модернизм в графике, осмысливаюший модернизм в живописи (Стейнберг, осмысливающий Пикассо), не сподобился собственного постмодернизма. Процесс осмысления отстает от технологии лет на пятьдесят.
Придумано столько, что мы даже не начали разбираться, как всем этим пользоваться.
Того же Стейнберга нам переваривать и переваривать.
Поэтому – берите чужое, учитесь и потом делайте свое.

На вступительных собеседованиях в Британской школе будущим иллюстраторам традиционно задают (задаем) вполне законный вопрос: кто ваш любимый художник. Ответов возможных два.
1. – ой их так много… - окей, назвовите трех. - ой, у меня такая плохая память на имена…

2. Сальвадор Дали. Возможны флуктуации: Бердслей, Климт, Да Винчи, в общем, всё. На просьбу назвать кого-нибудь ЖИВОГО - см. вариант 2. Недавно один человек сказал: Айвазовский, и больше никого, потому что не хочу, мол, разбавлять свою индивидуальность.

РАЗБАВЛЯТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ! КАМОН! ГДЕ ВЫ ЕЕ ВОЗЬМЕТЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?

Это люди, интересующиеся иллюстрацией. Мне понадобилось несколько лет, чтобы понять, что “интересоваться иллюстрацией” в большинстве случаев означает рисовать в тетрадке огромный глаз.
Оговорюсь: речь не о том, что молодежь нынче не та. Речь о том, что знание контекста как бы не входит в джентльменский набор молодого творческого работника. И виноват в этом не он, а его школьные и институтские учителя. Одна девушка призналась, что за пять лет обучения в одном сибирском вузе преподаватели ни раза не упоминали каких-либо имен.
Ни. Одного. Раза.

Так вот, “кради как художник” - это не та книжка, которую хочется дать студенту
это та книжка, которой хочется дать студенту.

Давайте уже прочитаем ее, станем считать ее (благо короткая) банальностью и рефлексировать о чем поинтереснее.

No comments:

Post a Comment